Музей-заповедник «Царское Село» приобрёл уникальную коллекцию из пяти живописных миниатюр, некогда украшавших броши и подвеску императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III. Это стало возможным благодаря финансовой помощи благотворительного фонда «Транссоюз». Миниатюры хранились в частном лондонском собрании. Они были частью архива Романовых, большую часть которого (более 200 единиц) музей приобрел в 2017 году тоже с помощью меценатов.
На портретах изображены ближайшие родственники императрицы Марии Фёдоровны — её супруг император Александр III; сын Николай II (в детстве, юности и зрелом возрасте) и императрица Александра Фёдоровна. В 1919 году Марии Фёдоровне удалось вывезти из страны часть своих украшений. Позже ее дочь, великая княгиня Ксения Александровна, унаследовала драгоценности матери. Часть из них она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons, о чём свидетельствует опись, сделанная 29 мая 1929 года. Под номерами 37−39 значатся две броши и подвеска с миниатюрными портретами, которые вынули из этих драгоценностей и возвратили владелице. Ювелиры разложили их по конвертам и подписали в соответствии с описью. Рукой Ксении Александровны конверты подписаны карандашом: «Папа», «Ники», «Ники и Аликс».
По оценке специалистов, миниатюры выполнены с высоким мастерством. Без него невозможно было бы создать портреты такого размера: самый маленький имеет размер всего 8×6 мм (портрет императора Николая II в зрелом возрасте). Самые большие портреты — Николая II в детстве и юношестве — имеют диаметр 18 мм. Точно известно авторство этих двух портретов. Их выполнил художник Александр Вегнер (1826—1894) — русский портретист, академик Императорской Академии художеств. Все миниатюры выполнены гуашью и акварелью на слоновой кости в 1860—1890-е годы.
Напомним, что в 2017 году музей-заповедник «Царское Село» стал обладателем архива Романовых. Это самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с венценосной династией, которая пополнила фонды музея за почти сто лет его существования. Она охватывает период с середины 1860-х по 1928 год. С исторической, мемориальной точки зрения архив бесценен. Приобретенные миниатюры тоже происходят из этой коллекции. Они будут храниться в фонде живописи, участвовать в тематических временных выставках, а после завершения реставрации Александровского дворца пополнят его экспозицию.