Аналогичные подземные ходы с кирпичными сводами были найдены на территории Императорского фарфорового завода.
Истории о таинственных подземельях максимально раскрылись в теме обсуждения и изучения Александровского дворца Царского Села. Из них самой популярной является легенда о «Царскосельском метро». В ней говорится, что после переезда Николая II в Александровский дворец в 1905 году началось секретное строительство Царскосельской ветки подземного соединения дворца с царским вокзалом в Александровском парке. Согласно легенде, такое «метро» должно было соединить (и, возможно, соединило!) сетью все императорские резиденции. Помимо тоннелей и поездов, в этой легенде фигурировала мощная дворцовая электростанция, способная бесперебойно питать ветку и гроты, которые могли являться входами в «метро», а также неслучайно расположенный неподалёку санаторий НКВД.
История и факты
Так что же на самом деле «таинственного» было в Царском Селе?
Например, была специальная морская команда, которую возглавлял капитан Ланг. В его обязанности входила регулярная проверка всей дренажной системы Александровского парка на наличие мин. После обыска металлические решетки отверстий закрывались и опечатывались.
И тоннель был! Между Кухонным корпусом и Александровским дворцом был построен специальный подземный тоннель, который тщательно охранялся. Его создание и многолетнее наличие объясняется простой необходимостью транспортировки пищи (приготовленные блюда носили по тропинке к дворцу из Кухонного корпуса) К несчастью, тоннель был разрушен в военные годы.