Яндекс.Метрика
Недвижимость
Агентства недвижимости / Офисы продаж
Товары и услуги для животных
Туризм и отели
Гостиницы, отели / Турфирмы, визы
 

Дворец княгини Ольги Палей

Дворец княгини Ольги Палей построен архитектором К. К. Шмидтом в 1911—1914 гг. для Павла Александровича и его жены Ольги Палей и располагается на Советском переулке в глубине сада. Внешний облик здания напоминает французский дворец. И это неслучайно. Павел Александрович с супругой долго жили в Париже, что, в свою очередь, сказалось на характере их дома. Здание построено в стиле неоклассицизма и несколько напоминает Компьенский дворец и Малый Трианон. Мебель для дворца заказывалась во французской фирме Буланже. Дворец был оборудован своим водопроводом и электростанцией.

На воротах ограды, которая скрывает главный фасад, когда-то был вензель с изображением короны великого князя, последние годы жизни которого тесно были связаны с этим домом. Будучи младшим сыном императора Александра II, он родился в Царском Селе. С детства его готовили к карьере военного, но его слабое здоровье и жизненные обстоятельства помешали ее осуществлению. В 1891 г. после счастливого, но скоротечного брака, Павел остался с двумя детьми вдовцом. В 1902 г. Павел с Ольгой Пистолькорс, с которой он обвенчался в греческой церкви, бежал в Италию. В 1904 г. Николай II формально признал брак своего дяди, и в 1908 г. Павел Александрович с супругой и детьми получил возможность вернуться в Россию. Супруга его получила разрешение жить в Царском Селе, но законным брак был признан только в 1915г.; тогда жена Павла и их дети получили фамилию Палей и российский княжеский титул.

В 1910 г. Ольга Валериановна купила у наследников сенатора Половцова дом в Пашковом переулке. Первый владелец этой усадьбы, которая была основана в 1820 г., — статский советник Чертков И. Д. При нем был выстроен дом и заложен сад. В 1839 г. участок стал собственностью вдовы генерал-лейтенанта Пашкова, а в 1868—1910 гг. домом владели Н. М. Половцова, а потом — ее наследники.

Старый ветхий дом был разобран, а на его месте по проекту архитектора К. К. Шмидта был построен ныне существующий дворец. На главном фасаде планировалось разместить герб великого князя Павла Александровича, но государь был против этого, так как домовладение принадлежало княгине.

Строительные работы выполнялись французскими и бельгийскими рабочими, а строительные материалы, в том числе и обшивка стен, и фурнитура окон и дверей были привезены из-за рубежа. При оборудовании усадьбы были применены все новинки для обустройства комфортного жилища. Новоселье состоялось в 1914 г. — буквально за несколько месяцев до того, как началась Первая Мировая война. Построенный Шмидтом дворец являл собой хрестоматию стилей — начиная эпохой Людовика XIV и заканчивая ампиром. Неоклассические фасады в некотором роде напоминали особняк великого князя в Булонь-сюр-Сен в Париже. В ансамбль парадных интерьеров дворца входили стоящие в специальных шкафах коллекции хрусталя и фарфора старинной работы, живопись и шпалеры, скульптура, декоративные панно.
В 1918 г., когда дворец был национализирован, в парадных залах на первом этаже открыли музейную экспозицию. Первые экскурсии, которые проводились 2 раза в неделю, вела хозяйка дома, Ольга Валериановна. Второй и третий этажи занимал склад музея, где хранились царскосельские коллекции Остен-Сакена, В. П. Кочубея, Стебок-Фермора, Вавельберга, Ридгер-Беляева, Куриса, Серебряковой, Мальцева и др.

Потом музей был закрыт, некоторые коллекции были возвращены прежним владельцам, часть предметов отправили в другие музеи, часть распродали. Собрание Палей было распределено по государственным музеям, отдельные предметы продали лондонскому коллекционеру Вейсу. Ольге Валериановне, муж и сын которой были расстреляны, посчастливилось бежать.

В период войны здание дворца сильно пострадало. В 1950-х гг. дворец передали военно-строительному училищу (сегодня здесь размещается Высший инженерно-строительный университет). В то же время здание перестроили: мансарду заменили третьим этажом, а лоджии и балкон — портиком в стиле русского классицизма с треугольным фронтоном, лепнина была сбита. После этого здание дворца стало напоминать своим внешним видом богатый усадебный дом в традициях русского классицизма.

25 сентября / 2019
Made on
Tilda