Дворцовая архитектура и интерьеры
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных интерьеров, созданных Чарльзом Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II
Архитектор декорировал интерьер пилястрами и прямоугольными вертикальными панно с росписью в виде арабесок (восточных орнаментов) Именно мотивы живописи определили его название.
Камерон задумал композицию зала двухъярусной. Верхний ярус с живописными медальонами с аллегорическими фигурами в античных одеяниях отделяет широкая лента золоченого фриза.
Важный элемент убранства – зеркала в резных золоченых рамах. Их всего двенадцать: восемь овальных — между пилястрами и четыре прямоугольных — между окнами. Золото декора, отражаясь в зеркалах, блистало особенно ярко, когда зажигались свечи в люстрах, подсвечниках и жирандолях.
В основу плафона, исполненного в нежных спокойных тонах, легла тема человеческих добродетелей. Медальоны, расположенные по кругу, символизируют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Сюжет центрального медальона напоминает известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающем одну из богинь.
По цветовому решению Арабесковый зал – самый светлый и наиболее торжественный из созданных Камероном интерьеров. В нем преобладает белый цвет. Паркет покрыт ковром, рисунок которого составляют знамена, пушки, ядра, сабли и другие военные доспехи. В центральном медальоне – орел, мечущий молнии в турецкую чалму. Рисунок ковра символизирует победу России над Турцией.